В этом году Полная Чухлома (ПЧ) проходила преимущественно в Кологривском районе. Так что волей судьбы, снова побывали в этом уютном и тихом уголке нашей страны.

На начало ноябрьских праздников выпали хорошие морозы и земля успела промерзнуть. Так что проблем с перемещением по лесным дорогам было меньше.
Рядом с лагерем была небольшая церковь. Ильинская церковь, построенная в 1815 году. Рядом с ней располагалась деревня. Еще в начале 90-х рядом с ней начали добывать камень, несмотря на то, что рядом было кладбище. Местные рассказывают, что до сих пор в окрестностях можно наткнуться на человеческие кости.

Один раз стена храма обрушилась на экскаватор. Водителю удалось выпрыгнуть. Камень там больше не добывают.

Собака бегала рядом.

После решили посетить резчика по дереву — Александра Большакова. Он живет недалеко от Кологрива в деревне Черменино.

Имеет довольно интересную мастерскую

Многие работы выставлены на продажу

После поехали посмотреть старый Кологрив

В XVI веке здесь была Шишкилевская волость, центром которой считался погост с церковью Михаила Архангела. Шишкилевская волость была плотно заселена, селения в основном занимали правый берег Унжи, поперек изрезанный оврагами с лесными гривами на возвышенностях. Шишкилевская волость упоминается в летописях с 1536 г., когда на нее напали казанские татары, совершавшие набег на галичский край.

Шишкилево упоминается и в 1563 г., когда по приказу Грозного собирали ратников на Ливонскую войну. Но ни в 1536, ни в 1563 г. Шишкилево не именовалось Кологривом. Видимо, Кологрив был основан как крепость на высоком берегу Унжи рядом с погостом Архангельским (Шишкилевским)

В межевой книге Галичского уезда 1647 г. записано: «Межа кологривской посадской земле тово же Кологрива городка пушкарская земля от города за оврагом кладбище а бывало церква Михаила архангела и та церковь перенесена на горскую сторону, а ныне на церковном месте стоит часовня а за часовней двор — изгородец попа Микиты да детей его а служит поп Денисей на посаде у ружной церкви у Макария чудотворца, а другой сын Борис служит в городе у архангела Михаила» Эта запись проливает свет на историю Старого Кологрива. Когда на правом берегу Унжи построили деревянную крепость, ее назвали Окологривье, т. е. находящийся у высокого гребня, между оврагами. Позже буква «О» была отброшена и крепость называлась Кологривом. Стоявшая рядом на погосте церковь Михаила Архангела была перенесена в город с соблюдением всех традиций: при переносе церкви на новое место название сохранялось, а на старом месте ставилась часовня. Место было свято и застройке не подлежало. Рядом с крепостью для прихожан волости построили Макарьевскую церковь.

Позже, в 17 веке Кологрив был перенесен на нынешнее его место.
В переписи 1780 г. о погосте Архангельском записано: «Погост, что прежде был город Кологрив, по обе стороны большой Чухломской дороги. Церкви деревянные Архангела Михаила с приделом Афанасия да церковь преподобного Макария да церковь Николая Чудотворца. Место запустело издавно и никакого торгу и съезду в Кологриве не бывает».

Сейчас на месте Старого Кологрива обычное деревенское кладбище.

Небольшая заброшенная деревня Бураково по пути из Черменино в Старый Кологрив.

Многие дома уже развалились, а в 16 веке это была самая густонаселенная часть области.

Едем дальше

Унжа в ноябре все так же величественна

На привале

День шел к концу и надо было возвращаться в лагерь.

Навигация

По пути посмотрели училище в Екимцево

Второй день ожидался не простым, так как помимо того, что нужно было посмотреть места, нужно было еще ехать искать новый лагерь.

Утро второго дня

Едем в деревню Шлыково и натыкаемся на деревянную башню

В таких башнях хранили зерно.

Недалеко от самой деревни находится деревянная церковь. Церковь построена в 1914 рядом с кладбищем с. Шлыкова на средства прихожан с. Паломы и купеческой вдовы г. Кологрива Анны Ивановны Юдиной. Основной объём храма — двусветный четверик. С востока к четверику примыкает пятигранная апсида. В советский период церковь была переоборудована в школу.

Ну и сама деревня Шлыково

Старый диван

бидон для молока видимо использовался

Предметы из другой жизни

Старая печь. Видимо в последние годы ее использования кто то спал рядом, чтобы теплее было

Детская люлька

Так заканчивают жизнь дома

А мы едем дальше. Вернулись в сторону Мантурово по противоположной стороне Унжи, и держим путь в Тотомницу.
По пути посмотрели преображенскую церковь в с. Подвигалиха

Добрались в лагерь уже по темноте. Лагерь находился на реке Нея. Утро третьего дня заиграло красками рассвета, поливая окружающие пейзажи мягким, но холодным желтым светом.

Земли эти входили в состав Потрусовской волости, которая была вотчиной галичского Паисиева монастыря.

В монастырской вотчине в деревнях Потрусово, Липовка и др. в XVIII веке был развит железо-плавильный промысел. Болотную железную руду добывали в поймах речек и болотистых местах и плавили ее в примитивных домницах-горнах. Из железа кузнецы изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и инструмент. В 1738 г. староста деревни Потрусово Илья Еремеев просил Парфеньевскую воеводскую канцелярию принять налог за 17 доменных горнов, работавших в деревне.

На месте Тотемицы в 1648 г. был починок Далевский, и место это именовалось «займище Шумилково». Займищем называлось место, занятое пашней, на котором еще не было дома.

Утром выяснилось, что у нас кончилась вся вода, и поэтому пришлось добывать ее в Нее.

Выдвинулись пораньше. На первую половину дня пришелся самый тяжелый участок пути с большими лужами, полными опасных айсбергов.

Мост на старом вятском тракте

Село Никола-Ширь сначала было погостом, объединявшим ближние деревни и починки в церковный приход. На погосте была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Из-за ветхости ее перестроили и назвали уже Рождественской, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; погост стал называться Рождественским, и в нем стояло 4 дома священнослужителей.

Рядом небольшой погост

Название «Шир» обязано, вероятно, лесным просторам, открывающимся и сейчас с возвышенности, на которой стоит село. С.В.Максимов об этих местах писал: «Огромное беспредельное море лесов, среди которых становится даже страшно».

Деревня успенье с очень интересными домами, на которых изображены полярные символы. Так оформлены почти все дома в деревне.

Парфеньевский писатель-этнограф С.В.Максимов считал, что название Потрусово происходит от глагола «трусить-трясти» и этот «трус» был вызван когда-то происшедшим землетрясением. Но более правдоподобно происхождение этого названия от слова «потрус» — шутник, балагур, краснобай.

Сначала на месте села был поставлен погост с церковью, и он стал центром Потрусовской волости. Деревни, входившие в состав церковного прихода, в 1534 г. великим московским князем Василием Ивановичем были даны в вотчину галичскому Паисиеву монастырю. Этот древний монастырь вблизи Галича, назывался по имени стоявших здесь церквей, сперва Никольским, потом Успенским, а в половине XV века был назван Паисиевым, по имени монаха Паисия, который в 1385—1450 гг. был игуменом этого монастыря. Здесь же Паисий и захоронен.

Село Потрусово имело несколько названий: Успенское — по имени монастыря, Никольское, Дмитриевское, Преображенское — по имени деревянных церквей, стоявших здесь и при перестройке менявших название.

В 1826 г. на месте деревянной Преображенской церкви была построена каменная с колокольней церковь, а память о древних деревянных церквях, стоявших здесь, сохранена в названии ее престолов — Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В ограде вокруг церкви были устроены лавки, в которых торговали приезжие купцы во время ярмарок в селе.

Вблизи Потрусова находилась заповедная роща. В 1750 г. объездчиком заповедных лесов здесь был крестьянин деревни Раменье Тимофей Иванов: «А смотрение оной имеет по реке Нее по обе стороны в длину на 10 верст поперек две версты». В этой лесной казенной даче росла сибирская лиственница. Могучий листвень, один из этих лесных патриархов, сохранился у деревни Макарово. У деревни Потрусово сохранилось несколько заросших лесом курганов.
Сам же лес довольно необычен и удивителен.

А тем временем заканчивался последний день.

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *