Коренное население Сахалина


В Южно-Cахалинске отличный краеведческий музей, в котором представлены экспонаты не только флоры и фауны, но и собранные этнографические материалы.

На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки — в центральной части, и айны — на юге. Отмечалось также небольшое количество эвенков.

Айны — один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком, и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение — мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальный экспонат коллекции — военные доспехи, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти, крайне редко встречающиеся сейчас предметы, полностью защищали тело воина.

Орудия рыболовства, охоты, включая орудия морского промысла: копье, острога, крючок, лук и стрелы — свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. В экспозиции представлена деревянная посуда, украшенная резным орнаментом, которая использовалась повседневно и на праздниках.

Ритуальные предметы икунись (“палочка для питья”), с помощью которых мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. Икунись — посредники между людьми и духами, предназначенные для жертвоприношений богам. Они украшены скульптурными композициями, отражающими повседневную жизнь, например, охоту на нерпу или кита, медвежий праздник.

Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халат из рыбьей кожи украшен аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это, по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для летней одежды они ткали материю из крапивы и луба вяза. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками.

Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы.

Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе — сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года оставшиеся айны были выселены на Хоккайдо.

Многие предметы айнской и нивхской коллекции были собраны ярким исследователем культуры коренных жителей Б.О.Пилсудским. Он был политическим ссыльным и жил на Сахалине в прошлом веке. Таковы макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный Северный Сахалин. Зимние наземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек. Традиционная культура нивхов ориентирована на добычу проходной лососевой рыбы, морской зверобойный промысел.

Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В коллекции имеется зимний мужской халат, изготовленный в начале 20-го века из бархата и меха собаки.

Оригинальный элемент промысловой одежды мужчин — юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения.

Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи. из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки.

Ороки и эвенки — представители тунгусо-манчжурской лингвистической семьи. Отличительная черта культуры сроков — оленеводство. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге Северного Сахалина, летом — на побережье Охотского моря. а также в районе залива Терпения. Главное транспортное средство — домашний олень, который используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту.

Как и другие народы острова, летом ороки занимались рыболовством, заготавливая впрок разные породы лососевых рыб. На побережье Охотского моря они жили в летних жилищах каркасного типа, укрытых корой лиственницы. Зимним жилищем являлся переносной чум, крытый покрышками из оленьих шкур.

В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т.д. (Шаманизм) Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. В честь него устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 2—3 года. Существовали ритуальные деревянные ковши для кормления медведя. Для убиения медведя на ритуальной площадке использовались специальные стрелы с колчаном. Медвежьи кладбища — родовые священные места.

Бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау, или священной палочки, маска из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, помогать сородичам в трудной жизни.

Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. Поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Амулеты обладали огромной магической силой.

Амулеты изготавливались шаманами, которые занимались врачеванием, или же самими семьями, пораженными болезнью.

Предметы погребальной обрядности свидетельствуют о различиях в духовной культуре народов региона. Захоронения воздушного типа, распространенные у сроков. Нивхи практиковали трупосожжение и на месте кремации ставили деревянный домик. В этот домик помещали плоскую деревянную фигурку, вместилище души умершего, и регулярно совершали обряд кормления. Айны хоронили умерших в земле.

По материалам краеведческого музея.

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *